Лепка из глины в домашних условиях
Малыши лепят кулички из песка. Более сложным процессом является использование пластилина, а лепка из глины – это уже настоящее искусство перевоплощения податливого материала в различные изделия (посуду, фигурки, куклы, свистульки, украшения, панно).
Работа с глиной – это не только модное хобби. Мягкий и приятный на ощупь материал через тактильный контакт дает возможность детям познавать окружающий мир, развивать мелкую моторику и творческое воображение.
Взрослые люди находят прекрасную возможность для продуктивной организации своего досуга, самовыражения и получения доходов, ведь уникальные и неповторимые изделия, созданные своими руками, пользуются спросом и ценятся весьма недешево.
С чего начать работу с глиной, чтобы стать настоящим мастером? Посмотрите фотографии с поделками, попробуйте их повторить, ознакомьтесь с полезными советами и начните лепку из глины с нуля.
Выбор глины
Начинающие умельцы в первую очередь задаются вопросом о выборе материала. Для первых опытов лучше приобретать сырье в специализированных магазинах, где продают полностью подготовленный к работе материал.
Покупная глина
Можно купить в художественном магазине, в торговых центрах, отделах для рукоделия. Небольшие упаковки имеют вес около 0,5 кг. Экономнее приобретать профессиональную расфасовку, например, весом 15 или даже 25 кг.
На производстве глина замешивается промышленным способом, не допуская попадания в массу воздушных пузырьков, так как их наличие приводит к хрупкости готового изделия. Лепной материал следует покупать, упакованный в вакуум – в этом случае воздух не попадает в текстуру глины.
Природная
Сырье для поделок можно брать и из природной среды, например, на берегу реки или неглубокие залегания на огороде. Но такой материал еще не готов к работе, так как содержит грубые примеси, которые при высыхании сырья приводят к тому, что оно будет крошиться.
Для очищения сырья его нужно на ночь поместить в емкость, например, в ведро, затем налить тёплую воду и тщательно перемешать. За несколько часов отстаивания масса разделится: пригодный для работы материал поднимется, а тяжелые ненужные примеси осядут на дне.
Соберите с поверхности верхнюю жирную массу, процедите, после этого оставьте на воздухе для высыхания до тех пор, пока сырье достигнет необходимой консистенции. Его разминать время от времени, чтобы масса была однообразной.
Как правильно хранить
Пластичное сырье не нужно доводить до пересыхания, поэтому оберните его влажной тканью (подойдет ветошь) и храните в пакете из полиэтилена.
Холодильник (не морозильная камера) является наиболее оптимальным местом, где лучше хранить сырье для поделок. Подойдет и прохлада подвала, особенно, когда материала заготовлено в большом количестве.
Чтобы глина не заплесневела, ее следует время от времени доставать, чтобы она проветрилась.
Инструменты и материалы
Для создания шедевра нужно не только сырье, но и набор инструментов. Необязательно покупать дорогие наборы, в качестве материалов можно использовать доступные средства, которые найдутся в любом доме:
- Струна из металла, проволока. Прекрасное средство, которое легко справляется с разделением массы, например, когда от большой массы нужно отделить небольшой кусок, необходимый для изготовления поделки. Толщину выбирайте среднюю, чтобы не порезаться тонкой проволокой.
- Нож. Также подходит для того, чтобы отделить небольшую часть от основной массы. Его нужно хорошо отточить. Если имеется полотно лезвия от поломанного ножа, то для удобства и безопасности оформите рукоятку, обмотав изоляционной лентой. Не подойдут лезвия от строительных и канцелярских ножей, так как они быстро ржавеют от влажного материала. Пластмассовые ножи только продавливают глину, не делая ровного и острого среза.
- Доски. Лучше использовать деревянные и разных размеров, чтобы на них раскатывать небольшие части сырья.
- Скалка. Подойдет обычная из дерева, с удобными ручками (или без них) для раскатывания материала.
- Набор стеков для лепки. Разные лопатки, ножики, палочки, с помощью которых можно создавать скульптурные поделки и работать с мелкими деталями (рисунок листьев, текстура коры дерева). Можно купить в магазине или использовать подручные средства.
- Ткань. Понадобятся несколько лоскутов с грубой текстурой и ярко выраженными рельефными узорами. Если такую ткань (сетку, капроновый чулок) приложить к глине или на них раскатывать сырье, то рельеф должен отчетливо пропечатываться.
- Предметы канцелярии. Тот хлам, который обычно без сожаления выбрасывается при наведении порядка. А между тем при вдавливании таких предметов в пластичный материал получаются весьма интересные отпечатки. Это крышечки от тюбиков, пустые стержни, колпачки от ручки и фломастера, скрепки и многое другое.
- Губка. Самая обычная, предназначенная для хозяйственных нужд. Разрежьте её на небольшие части, не столько ради экономии, сколько для удобства работы.
Обжиг глиняных поделок
После того как создадите свою поделку, её нужно обжечь, чтобы увеличить долгосрочность и прочность результата.
Прежде чем проводить процедуру обжига, изделие нужно хорошо просушить при комнатной температуре, иначе достаточно влажная масса может «взорваться» в печке.
Глина становится керамикой при температурном диапазоне от 850 градусов до 900. Таких высоких параметров температур невозможно добиться в духовке кухонной электрической, газовой или микроволновой печке.
Проблема решаема, если изначально приобретать в магазинах глину, которая не требует обжига. Или использовать альтернативные способы обработки поделки.
Кустарный обжиг
Для тех, у кого нет доступа к муфельной печи, а хочется надолго сохранить поделку, можно обжечь изделие в условиях, приближенных к домашним, например, с помощью открытого источника огня, например, развести костер.
Пламя достигает примерно градусов 750, т.е. меньше, чем идеальный температурный диапазон, при котором происходит превращение глины в керамику. Поэтому процесс по времени займет, немного дольше, чем обжиг в промышленных муфельных печах:
- в земле нужно выкопать ямку небольшой глубины;
- положите в это углубление поделку;
- поверх этого нужно развести открытый источник пламени;
- горение огня потребует длительного времени, около 8-10 часов.
От продолжительности процесса зависит качество, прочность и долговечность изделия.
Проверка качества
Для определения качества, нужно постучать по готовой поделке и прислушаться к издаваемому звуку:
- поделка хорошего качества издает звонкий звук;
- при глухом звуке на отжиг затрачено мало времени.
Декорирование готовых поделок
Природный цвет натурального материала смотрится насыщенно и благородно, поэтому готовые поделки не нуждаются в дополнительном оформлении (окрашивание, покрытие лаком).
Иногда окрашивание даже портит первоначальный красивый внешний вид изделия. Художественная ценность обесценится, если поделку полностью разрисовать яркими красками. Изделие будет напоминать обычное штампованное, сошедшее с производственного конвейера, а не уникальное авторское произведение.
Фигурку следует окрашивать не полностью, а только отдельные элементы. Всего должно быть раскрашено не более 5-7% от общей площади поверхности изделия.
Используйте оттенки, схожие по цветовой гамме к натуральному сырью. Благородно смотрится коричневый оттенок.
Богато выглядит приглушенный красный цвет.
Гармонично вписывается соломенный оттенок.
Кирпичный тон придает поделке достойный и богатый внешний вид.
При декорировании игрушки предпочтительнее использовать природные материалы.
Волосы у куколки будут выглядеть более естественно, если они выполнены с помощью льняной пеньки.
Чем раскрашивать?
Для раскрашивания глиняных поделок в домашних условиях обычно используют гуашь или акриловые краски.
Гуашевая краска по цене бюджетная, но она пачкается (если задеть свежеокрашенную поверхность) и растекается при попадании влаги. Чтобы закрепить результат, высохшее изделие можно покрыть клеем ПВА.
Предпочтительнее использовать акриловые краски, которые не требуют дополнительного закрепления после высыхания.
Готовую поделку можно эффективно обработать акриловым лаком с помощью распылителя или схожей по цвету автомобильной краской.
Молочный обжиг
Процесс еще называется молочением и применялся еще в древности нашими предками. На других континентах такая техника неизвестна или не использовалась.
Обработка в молоке не только придает внешнюю привлекательность горшкам и фигуркам, но и дает устойчивый практический результат. В изделии, даже обожженном, остаются микроскопические пустоты, в которые попадают влага и воздух, разрушающие поделку изнутри. Молоко создает защитную плёнку, которая надежно запечатывает эти пустоты.
Пошаговая инструкция
- Купите свежее молоко, жирность которого не превышает 2,5 %. Не подойдет использование сухого концентрата. Самый идеальный вариант – коровье натуральное молоко.
- Налейте его в миску или другую емкость, поместите туда изделие, например, минуты на 3. Не следует передерживать слишком долго (дольше 10 минут), иначе покрытие будет отслаиваться при дальнейшем обжиге. Слишком быстро вынимать изделие тоже нежелательно, так как защитная плёнка будет слишком тонкой.
- Если хотите, чтобы поделка приобрела красивый оттенок (чуть красноватый), добавьте небольшое количество сахара и хорошо размешайте его в молоке.
- Высушите изделие при комнатной температуре перед проведением его обжига.
- Если имеется муфельная печь, то проведите процедуру при диапазоне температур от 300 до 400 градусов.
Дома обычно муфельная печь не используется, обычная кухня оборудована газовой или электрической плитой.
Обжигайте в духовке, устанавливая температуру по максимуму (обычно это 260-280 градусов).
Чтобы не было резких перепадов температурного режима (что для керамики нежелательно), ставьте поделку в еще холодный духовой шкаф.
Пока длится процесс обжига, не открывайте духовку настежь. Для контроля над процессом достаточно иногда слегка приоткрывать дверцу.
Обжигать нужно на протяжении нескольких часов. Время находится в зависимости от предполагаемого результата: чем дольше поделка находится в духовке, тем насыщеннее и темнее оттенок. Поделка может приобрести даже ярко выраженный цвет шоколада.
Чернение (дымление)
Способ обработки глиняных сосудов изобретен в древние времена. После его применения посуда становится не только водонепроницаемой, но приобретает темно-серый (металлический) оттенок.
В прошлые века металлическая посуда была дорогой и не доступной для большинства населения, поэтому её имитировала специальным образом обработанная керамика.
Профессиональными мастерами применяются разные технологии чернения и без необходимых навыков повторить такой трудоемкий процесс очень сложно.
Можно попробовать провести кустарный эксперимент, но только не в квартире, так как соседи, увидев дым, вызовут пожарников. Учтите, что способ рискованный и для самой поделки, которая может покрыться трещинами, если температурный режим будет резко изменяться.
После обжига в печи или на костре, достаньте поделку щипцами и положите в емкость из металла (например, железное ведро), в котором насыпаны опилки от ели или сосны.
Опилки подсыпьте и сверху изделия, после чего нужно плотно накрыть крышкой (тоже из термостойкого материала). Процесс дымления занимает несколько часов.
Протирка
Этот простой и экономный вариант обработки. Учтите, что его можно применять только для поделок, а не для сосудов, предназначенных для напитков и пищи.
Варианты:
- Возьмите мягкую губку, смочите её (обильно) в гуаши подходящего цвета, например, коричневый цвет, а затем протрите изделие в тех местах, где соединяются детали, в складках и уголках. «Застрявшая» в таких трудных местах краска придает изделию стильности.
- Подготовьте раствор из воды и оксидата торфа. На 1 часть воды добавляется 1 часть этого органического удобрения. Окуните поделку в подготовленный раствор на непродолжительное время.
Глина – безопасное, натуральное природное сырье, обладающее мягкими пластичными свойствами. Ее приятная текстура позволяет создавать посуду и различные скульптурные композиции. Постелите на стол клеенку, раздайте всем членам семьи разделочные доски, подручные инструменты для декорирования и кусочки податливого материала, включайте фантазию и приступайте к творческому процессу!